Сверхпричина. Завоевание хаоса.
Длинное и злое
предисловие. В сущности, глава №0.
Некоторые замечания о том, кем,
почему и зачем написана эта работа.
Во-первых, я не ученый. Точнее, был
им. Кандидат технических наук, по
образованию физхимик. Премий не
имею, не награждался, не состоял.
Мои работы в области электрохимии
вы, в принципе, можете найти, но…
Это я к тому, что в полемике
атеистов с теистами в науке в
последнее время в оценке авторов
тех или иных работ со стороны
атеистов выдвигаются такие
критерии, как толщина премий
автора, крутизна университета, где
автор работает и т.п. Ну так вот,
относительно меня – не ищите,
удовлетворитесь сказанным мной: я
не ученый. Просто инженер.
Ага, понятно. «Как осмелился». Ну,
работа эта писалась «для себя».
Дело в том, что относительно
проблемы «разумный замысел vs
случайная эволюция» для меня «все
выводы известны заранее» (в этом
так любят обвинять сторонников
теизма в науке, ну так я сам
сознaюсь), так как это часть более
широкого вопроса. Об этом –
подробнее.
В свое время я подошел к этой более
широкой проблеме, чем «эволюция vs
творение» - к вере (в моем случае –
православному христианству) против
неверия, как к любой научной теории.
Каким требованиям должна
удовлетворять такая теория? А)
корректно описывать свой объект (в
нашем случае человека и мир), б)
обладать предсказательной силой,
в)быть верифицируемой, ну и г)
критерий К.Поппера – должна быть
принципиальная возможность
фальсификации теории.
Читать целиком
Глава 1. Сверхпричина.
Вот уже несколько столетий в
науке, философии и философии науки
ведется спор между сторонниками
двух основных взглядов на время,
причинность, случайность и
необходимость -детерминистами и
индетерминистами. Современная
физическая наука, кажется, уже
смогла провести свой корабль между
Сциллой дуболомного детерминизма
Лапласа и Харибдой панического
индетерминизма Оствальда и Де
Бройля, однако на многие вопросы
класса "почему из определенных
причин проистекают те или иные
различные последствия?" ни
крайний детерминизм, ни
экстремальный индетерминизм, ни
все то, что лежит посередине, ответа
без привлечения некоторых
необычных для физики категорий
дать не могут.
Читать целиком
Глава 2. Порядок в хаосе,
или новый диалог человека с Богом
Классическая наука имела дело с
маятниками, бильярдными шарами,
часовым механизмом, циркулем и
линейкой; сегодня наука вынуждена
изучать утренние облака, дефекты
кристаллов, переплетения артерий,
разломы горных пород, молнии,
разветвления растений, спирали
галактик. Часы и циркуль, которыми
пользуется наука сегодня,
размягчились, как на полотнах Дали.
... Рассмотрим лишь некоторые
особенности хаотического
поведения, особенности сложных и
нерегулярных объектов, т.е.
некоторые особенности явления непредсказуемости.
Такое рассмотрение предварим
замечанием Джеймса Максвелла: "Если
те физики, по которым образованные
люди судят о физиках вообще,
изучают уже не непрерывности и
устойчивости, а сингулярности и
неустойчивости, то продвижение
естественных наук может устранить
предубеждение в пользу
детерминизма. По видимому, оно
возникло из представления о физике
будущего, как о простом увеличении
физики прошлого".
Читать целиком
Глава 3. Эволюция,
творение и неравновесность.
Автор ясно отдает себе отчет в
том, что рано или поздно его
спросят: «А сам-то ты чего
придерживаешься – теории
теистической эволюции? Или
буквалистского креационизма?»
Однако все по порядку. Начнем с
первой теории.
Она утверждает, что на протяжении всей
истории Земли, включая настоящее
время, происходила и происходит
направляемая Создателем эволюция,
то есть, возникновение высших
организмов из низших.
Мне представляется необходимым в
этом смысле разграничить понятия упорядочения
и эволюции.
Упорядочение, как мы видели, это ни
что иное, как увеличение во времени
доли вещества системы,
проявляющего то или иное
когерентное поведение (например,
рост живого организма). Это
упорядочение поддается как
рациональному описанию (в
частности, с помощью методов
неравновесной термодинамики - на
физическом уровне и фрактальных
алгоритмов - на смысловом), так и
экспериментальному наблюдению. С
упорядочением мы сталкиваемся
каждый день, прогуливаясь по лесу,
поливая цветы и растя ребенка.
Эволюция же, понимаемая прежде
всего в биологическом плане это
развитие одних форм (например,
живых существ) из других, которое
использует последние в качестве
исходного материала.
Читать целиком
Глава 4. Размышление о
механизме транспричинности, или
Психокинез: seeing is believing.
В главе 3 мы сделали некоторые
предположения о характере Творения
(безотносительно к тому, считать
его однократным, разнесенным по
времени, прогрессивным, или даже
еще продолжающимся), или точнее, о
характере взаимодействия
Духовного начала Вселенной, или
Творца с его созданием. В частности,
наиболее вероятно, что, если Творец
(Сверхпричина) существует, то такое
взаимодействие происходит через
малые (в пределе -
квантовомеханические) транспричинные
вмешательства в точках бифуркаций,
лишь слегка выдающиеся из
статистического ряда, что
определяется действующими во
Вселенной законами сохранения (уже
установленными Создателем).
Вспомним «Господь твой, который
втайне».
Важно то, что, рассматривая
собственно Творение и последующую
жизнь Вселенной (которая, напомним,
характеризуется аномальным
«балансированием» природы в узкой,
но продуктивной области), мы должны
признать те события, которые
относились к процессу Творения,или
события, определяющие основные
направления развития природы и
общества, уникальными и
принципиально неповторимыми.
Читать целиком
Глава 5. Диалог обо всем.
Давней традицией философов
является писать диалоги. Итак, вот
вам, читатель, диалог.
Читать целиком
Глава 6. Завоевание хаоса.
Данная коротенькая глава
предназначена для верующих
христиан. Неверы могут не читать.
Читать целиком
Приложение 1.
Динамический анализ бифуркаций
Читать целиком